Если раньше их приглашали, чтобы они не продавали свои знания странам, стремящимся к изготовлению ядерного, биологического или химического оружия, то сейчас часть денег идет на оплату россиянам, работающим над проектом гражданской атомной энергии, который Конгресс финансирует с большой неохотой.

 

Такова позиция аудиторов американского Конгресса, пишет The New York Times. В частности, некоторые депутаты заявили, что эти деньги вдобавок могут косвенно помогать России снабжать Иран ядерными технологиями, а также способствовать развитию в России производства товаров, с которыми затем придется конкурировать Америке.

 

На программу с годовым бюджетом 30 миллионов долларов с момента ее начала в 1994 году было затрачено около 309 миллионов. Считалось, что она успешно предотвращает эмиграцию обнищавших ученых во враждебные США страны, гоняющиеся за их опытом разработки оружия. Однако члены Конгресса забеспокоились о том, что программа исчерпала свою эффективность вследствие изменения ситуации в России.

 

Американская Счетная палата выяснила, что хотя цель программы – предотвратить утечку технологий производства оружия массового уничтожения из Советского Союза, анализ 97 проектов, в которых занято 6450 ученых из республик бывшего СССР, выявил, что более половины из них "никогда не говорили, что имеют опыт разработки оружия массового уничтожения".

 

Часть денег была направлена на реализацию шести исследовательских проектов в рамках инициативы министерства энергетики "Глобальное партнерство по ядерной энергии". Конгресс без особого восторга принял программу извлечения плутония и других веществ из отработанного ядерного топлива для использования в реакторах нового типа. Сотрудники министерства энергетики не смогли сказать, финансируют ли они ученых из российских научных коллективов, непосредственно задействованных в поставках топлива в Иран.

 

Госдепартамент рассчитывает завершить свою программу к 2012 году. Некоторые члены комитета призвали министерство энергетики разработать собственную "стратегию ухода". Программа Госдепартамента рассчитана не на индивидуальных ученых, а на целые институты, но "выпускает" некоторые институты, как только они становятся самодостаточными. Адам Шейнман, помощник заместителя главы управления нераспространения и международной безопасности министерства энергетики сказал, что участники программы участвуют в таких проектах, как разработка детектора противопехотных мин, безыгольных инъекций, протезов и радиоактивных изотопов для лечения рака.