Больше всех беспокоятся шведы, но «Штерн» утверждает, что газопровод может использоваться в шпионских целях по всей Балтике. Русские будут также иметь возможность неконтролируемой передачи информации из западной Европы.


Световод должен пролегать от российского Выборга  до немецкого Грейфвальда, преодолевая расстояние в 1200 км. В технической документации, которую фирма, строящая трубопровод «Nord Streem»    представила шведскому правительству и которая попала в распоряжение «Штерна», о световоде, однако, нет ни слова. Фирма утверждает, что его строительство не имеет смысла.


Однако эксперты, на которых ссылается журнал, заверяют, что без такого световода газопровод невозможно контролировать. Во всяком случае, именно световод должен передавать информацию о техническом состоянии трубы и давлении газа.


Эта информация сделает возможной оперативную локализацию дефектов и течей. Более того, по имеющейся в распоряжении «Штерна» информации, Газпром, росиийский газовый молох, который стоит за строительством газопровода, уже ведет переговоры с производителями световодов. Канадская фирма Fox Tek подтвердила, что уже проводила испытания световодов, которые предназначаются для Балтики.


Если световод будет проложен, русские получат возможность пересылать из Германии закодированную информацию, которую невозможно перехватить. Подобные световоды существуют вдоль контролируемой немецкой фирмой Wingas, в которой Газпром также имеет долю, сети газопроводов в Германии. Их используют операторы мобильной телефонной сети.


Такие световоды планировалось тайно оборудовать и вдоль прокладываемой  через Польшу нитки газопровода из Ямала. Этот план был сорван после того, как информация попала в польскую прессу.


Подводный световод должен также соединять рассредоточенные вдоль газопровода сервисные платформы. Они, в свою очередь, согласно цитируемого «Штерном» рапорта шведских военных, могут использоваться в качестве наблюдательных разведывательных станций, оборудованными радарами, сонарами и магнитометрами. Благодаря этому русские будут в деталях видеть все, что делается в Балтике. А собранная информация по световоду будет передаваться в Россию.


«Nord Streem» не спешит развеять эти опасения. В документации для шведского правительства скромно формулирует, что труба « будет находиться под контролем в течение 24 часов в сутки», а для обеспечения этого будут применены высокие технологии. Фирма обещает шведам возможность контроля инсталляции и исключает использование в военных целях.


Правительство Швеции потребовало от «Nord Streem» представления полной информации и до настоящего времени не может провести достаточного  анализа предприятия. Стокгольм также обратил внимание на отсутствие исчерпывающей информации о влиянии газопровода на окружающую среду.


Аналогичную позицию занимает и Финляндия, которая считает необходимым исследовать альтернативные варианты прокладки газопровода. Против прохождения газопровода в территориальных водах Эстонии высказывалось правительство этой страны. Польша также возражает против этого проекта, утверждая, что подводная труба может использоваться Россией для газового шантажа соседних стран.