Большинство жителей Казахстана негативно относятся к участию своей страны в Таможенном союзе с Россией и Беларусью, поскольку для рядовых граждан это образование ассоциируется только с удорожанием товаров, считает казахстанский макроэкономист Магбат Спанов.
"Конечно, плюсы есть, но они незаметны для простого населения, которое ассоциирует Таможенный союз с двумя вещами: повышение цены на бензин и повышение цены на ввозимые автомобили. В свою очередь повышение цен на бензин за собой, как локомотив, тянет и повышение других цен - тарифы на коммунальные услуги, продовольственные товары", - сказал он.
Кроме того, как отметил Спанов, по истечению года функционирования союза никаких особых изменений как в экономике Казахстана в целом, так и на внутреннем продовольственном рынке не произошло, хотя первые результаты уже должны были появиться. "С точки зрения тактики, мы не видим улучшения ни в обеспечении товарами, ни в платежном балансе государства. Хотя фактически работа велась уже в течение года, и первые результаты уже должны быть видны", - добавил он.
По его мнению, работа над унификацией законодательств трех стран будет вестись еще не менее двух-трех лет, передает Интерфакс-Украина.
Между тем Спанов отметил, что гораздо больших экономических выгод Казахстан получил бы, вступив в Таможенный союз после Всемирной торговой организации (ВТО). "Я, как макроэкономист, считаю, что если бы Казахстан вступил в Таможенный союз после вступления в ВТО, это было более эффективно для экономики. Вообще, от вступления в ВТО позитивный эффект будет больше, чем от союза. В том числе это снижение цен, чего ждут простые граждане, особенно на промышленные товары, электронику и прочие товары", - подчеркнул он.
Как сообщал MIGnews.com.ua, Таможенный союз необходим России для экономической, а затем и политической экспансии в соседние страны, что встречает сопротивление экономической и политической элиты в Украине. Об этом заявил директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
"Таможенный союз - это фактически расширение внутреннего российского рынка до внешних торговых границ. То есть Россия стремится к тому, чтобы ее экономические границы совпали с политическими границами Украины. В таких условиях Россия будет способна выстроить прямые экономические контакты с ЕС без украинского транзитного посредничества", - считает Карасев.