"Осама бен Ладен по сравнению с ним просто пионер, - говорил несколько лет назад офицер израильской секретной службы. – Мугнийя – это гений, поднявший дело терроризма на небывалые высоты. Клинический случай психопата, руководствующегося мотивами, которые уже даже не пытаемся понять". "Он действительно является самым умным и страшным противником, с которым когда-либо встречались разведки, включая специалистов КГБ и других специальных организаций,- рассказывает Роберт Байер, в прошлом офицер ЦРУ, а ныне автор популярных книг о секретных службах. – Входит через одни двери, а выходит через другие. Ежедневно меняет автомобили. Никогда не пользуется телефоном, является полностью непредсказуемым. Это чемпион террора, неуловимый, как священный кубок Грааля".

 

Во вторник после 23 часов ночи сирийского времени чемпион террора Имад Мугнийя прокололся. В первый и последний раз. Взрыв бомбы в его автомобиле в Дамаске был настолько мощным, что кресло водителя пробило крышу и взлетело в воздух, как из катапульты. Имад, наверное, и сам бы оценил профессионализм своих убийц. Это была точная, даже ювелирная работа. Жители близлежащих домов рассказывают, что видели тело водителя, накрытое спасательными службами. Кроме него, никто не погиб, но из трех припаркованных рядом автомобилей взрывом вынесло двери и стекла.

 

Кто подложил бомбу? Израильское правительство традиционно отказывается от комментариев, ЦРУ тоже молчит, хотя Белый Дом заявил, что после смерти Мугнийя мир стал лучше. Единственным, но не слишком явным сигналом можно считать свидетельство "Хазболлы", организации ливанских Шиитов, которой убитый посвятил всю свою жизнь. "с прискорбием сообщаем, что великий руководитель джихада и мусульманского движения сопротивления, брат Имад Мугнийя, присоединился к кругу мучеников. Погиб от рук сионистских агентов", - сказано в сообщении.

 

Действительно, это как раз 46-летний брат Мугния, а не нехаризматичный руководитель "Хазболлы" шейх Хасан Насраллах, был номером один в списке разыскиваемых израильским Моссадом. В начале 80-тых оба были среди основателей шиитской группы для борьбы за вывод израильских и западных войск из Ливана.

 

Их голоса, однако, звучали по-разному. Насраллах через несколько лет стал руководителем и символом Хазбуллаха, героем арабских улиц за неукротимую, яростную борьбу против Израиля. Его бородатое, расплывшееся в широкой улыбке лицо хорошо узнаваемо во всем мире. Мугнийя же никогда не светился на митингах и на телевидении. Он стал шефом секретной службы "Хазболлы", организатором его вооруженных акций, покушений и терактов. Перемещался по странам мира инкогнито, постоянно меняя паспорта. Перенес несколько пластических операций и поэтому даже те несколько фотоснимков, публиковавшиеся разыскивающими его правительствами, никогда не были актуальными.

 

После терактов 11 сентября ФБР внесла Мугнийя в список 22 наиболее разыскиваемых террористов мира, обещая за помощь в его поимке 5 млн. долларов. Его обвиняли в угоне в 1985 году самолета американских линий ТВА, летевшего из Афин в Рим. Несколько угонщиков тогда принудили экипаж направить самолет в Бейрут. Требовали, чтобы Израиль освободил 766 ливанских заключенных. Убили американского моряка, который был среди пассажиров. Через 17 дней террористы освободили заложников. Взамен Израиль освободил несколько сотен ливанцев, утверждая, что это была плановая акция, ничего общего не имеющая с угоном самолета.

 

Это был всего лишь небольшой эпизод в богатейшей картотеке Мугния, но только в этом случае американцы располагали вещественными доказательствами: в туалете самолета остались отпечатки его пальцев. Что касается остальных акций –даже если только десятая часть обвинений справедлива, то его репутация среди офицеров ЦРУ и Моссада целиком заслуженная.

 

Американцы инкриминируют ему взрыв бомбы в посольстве США в Бейруте в 1983 году, в котором погибло 63 человека, в том числе руководитель отдела ЦРУ на Ближнем Востоке и другие офицеры-разведчики; двойной одновременный теракт в казармах морской пехоты США и нам базе французских коммандос в Бейруте, в результате которых погибло 241 американцев и 58 французов; многочисленные убийства американцев в Ливане в 80-тых годах, в том числе полковника Вильяма Баклея, шефа отделения ЦРУ в Бейруте, подвергнутого нечеловеческим пыткам и замученного.

 

Девять лет тому назад Аргентина формально обвинила Мугнийя в двух терактах в Буэнос-Айресе: в посольстве Израиля в 1992 году (29 убитых) и в культурном еврейском центре двумя годами позже (85 убитых). Израильтяне подозревали его также в причастности к похищениям нескольких своих солдат в 2000 и 2006 году. Американцы опасались, что Мугнийя делится своими богатыми знаниями и опытом со следующей генерацией террористов. Али Мухаммад, близкий сотрудник Осамы бен Ладена сознался после ареста в США ,что в 1993 году Мугнийя выступал с лекциями перед боевиками аль Каиды. "Он стал чем-то наподобие моста между 80-тыми годами, когда теракты проводили в основном группы шиитов, и 90-тыми, в которых доминировали уже сунниты", - утверждает американский историк Близкого Востока Даниэль Пайпс.

 

В 90-тых годах ЦРУ и Моссад неоднократно пытались задержать Мугнийя. Израильтяне убили в Бейруте двух его братьев, однако он не появился на их похоронах. Американцы хотели принудительно посадить самолет компании Middle East Airways, в котором по имевшейся информации террорист пролетал над Саудовской Аравией, но саудовские власти не дали на это согласия.

 

В последнее время стал попросту неуловимым, так ограничил заграничные вояжи и большинство времени проводил в родном Ливане или в Иране и Сирии, которые финансируют Хазбуллах и школы его боевиков. Согласно неподтвержденных данных еженедельника "New Yorker" Мугнийя участвовал во встрече президентов этих стран. "Тот, кто его выследил, проявил огромные оперативные и разведывательные способности. "Хазболле" и Ирану потребуется много времени, чтобы найти достойного преемника",- утешалась вчера израильская газета "Haarec".