В интервью изданию депутат прокомментировал сложившуюся в Украине ситуацию с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, назвал основные причины, препятствующие улучшению экологической ситуации в стране и назвал ориентировочные сроки ликвидации последствий аварии в Керченском проливе. 

 

 

По словам Анатолия Семиноги, он собирается предложить для исполнительной власти государственную программу ликвидации последствий чернобыльской трагедии, программу деятельности на 5 лет для своего комитета и экологический кодекс для Верховной Рады.

 

 

Как Вы считаете, какие на сегодняшний день в Украине есть экологические проблемы, требующие решения в первую очередь?

 

 

Главной экологической проблемой Украины была и остается ликвидация последствий Чернобыльской трагедии, потому, что последствия этой трагедии еще до конца не изучены и я уверен, что еще много поколений будут жить под воздействием техногенной катастрофы 20-го века. После ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы на первом месте идет проблема отходов. В первую очередь радиоактивных, затем промышленных и бытовых. На втором месте состояние наших водоемов, потому что каждый год тысячи тонн отходов сливаются в водоемы. На третьем месте уничтожение лесных массивов, вследствие пожаров, вырубки и т.д.

 

 

А с чего нужно начинать решать эти проблемы?

 

 

В Украине на сегодняшний день в первую очередь решаются экономические, социальные проблемы, а экологические незаслуженно отодвигаются на второй план. Т.е. действует принцип – решать проблемы окружающей среды по мере их возникновения – это в корне неправильный подход. В отношении здоровья окружающей среды действует тот же механизм, что и в отношении здоровья человека – проще предупредить, чем потом лечить. Например, существует комиссия, которая периодически берет пробы воды из водоемов результаты нередко оказываются плохими, но никто не пытается на должном уровне предотвратить попадание вредных веществ в реки и озера.

 

 

А что мешает и что вы планируете предпринять для улучшения ситуации?

 

 

На сегодняшний день есть достаточно неплохая законодательная база по этим вопросам, но, к сожалению, оно не исполняется. Из-за тотальной коррупции, из-за несовершенства судебной системы любой предприниматель может прийти к чиновнику или в суд заплатить денег и делать все, что ему вздумается.

 

 

Мы сейчас приступили к созданию программы деятельности комитета рассчитанной на срок каденции Верховного Совета, т.е. на пять лет. Мы здраво оцениваем ситуацию и понимаем, что абсолютно все накопившиеся проблемы в полном объеме решить не удастся, поэтому мы определим несколько основных направлений, в которых и будем работать. Например, одним из таких направлений должно стать решение вопроса бытовых отходов. Для этого нужно создать систему утилизации бытовых отходов, но это дорогое удовольствие и одних бюджетных денег на это не хватит. Поэтому собираемся привлечь ученых и сделать переработку выгодным бизнесом, поставить мусор на рыночную основу.

 

 

На законодательном уровне у нас уже есть основные законы, которые способны защитить экологию, а мы собираемся свести их все в единое целое – разработать единый, внутренне непротиворечивый экологический кодекс. И тогда за исполнением законодательства будет проще следить.

 

 

Но, Вы говорили, что это не простая проблема в связи с уровнем коррупции как раз на местном уровне, а сейчас ведь идет борьба за независимость местных властей, как же контролировать их решения?

 

 

Мы непременно будем отслеживать решения местных властей, выносить их на заседания комитета и изучать с экологической, с юридической точки зрения. И если увидим, что решение принятое местной властью противоречит экологическому законодательству и может при исполнении нанести вред окружающей среде, то будем добиваться отмены таких решений.

 

 

О том, что делать с Чернобыльской зоной говорили очень много и на самом высоком уровне. Причем поступали самые различные предложения – от создания в этой зоне ядерного могильника, до заселения части 30 километровой зоны. А какой путь Вы считаете наилучшим?

 

 

Да, предложений было очень много – это и объявить всю эту территорию заповедником, и изучать там флору и фауну, и заселить людей и наладить там производство, и засеять эти площади рапсом для изготовления дизельного топлива вплоть до того, чтобы создать там ядерный могильник и навсегда эту территорию закрыть. Но стратегия по этому вопросу не разработана, ни одно из этих предложений не подкреплено полноценными научными исследованиями, комплексной программой развития территорий. Предлагалось создавать там производства, но не подсчитывали, будет ли продукция этих производств чистой, можно ли ее будет вывозить. Мы планируем привлечь ученых и наконец-то создать реальную очень детализированную государственную программу развития территорий Чернобыльской зоны.

 

 

Сегодня специалисты считают, что сам по себе радиационный фон на этих землях не настолько высокий, чтобы там не могли жить люди, но если учесть, что человек будет пить воду, употреблять продукты питания загрязненные радиацией, то по совокупности он доберет дозу радиации, которая будет уже опасна для жизни.

 

 

Сколько времени может потребоваться на написание такой программы, ведь некоторые идеи уже начинают воплощаться в жизнь, причем одновременно? К тому же, насколько известно, в зоне отчуждения радиация не распределяется равномерно, а располагается пятнами?

 

 

Я думаю, что года два будет достаточно для того, чтобы выписать такую программу на нужном уровне и приступить к ее реализации. Но сейчас, в работе ученых очень мешает то, что вся информация о состоянии радиационного загрязнения у нас находится за семью замками и никто не знает и не видел реальной картины. Именно поэтому наш комитет подал на рассмотрение в Верховную Раду закон, который обяжет Кабинет министров раз в три года проверять и обнародовать подробную информацию о радиационном фоне и открыть к ней доступ ученых. Когда этот закон вступит в силу, а Кабмину предлагается публиковать такую информацию с 2009 года, уже будет возможность определить действительно ли можно людям жить в Чернобыльской зоне.

 

 

На сегодняшний день есть проблемы, которые требуют немедленного решения. Как, например, ликвидация последствий аварий в Керченском проливе, что сейчас происходит там?

 

 

Над ликвидацией последствий в Керченском проливе сейчас работают специалисты МЧС и мы надеемся, что за полгода, т.е. к сезону отпусков море и прибрежную полосу полностью очистят от остатков того, что вылилось в море.