Звонким смехом, который заряжает позитивом, обладают эмоциональные и чувственные натуры с богатым внутренним миром и сильным характером. Именно такой мы, зрители, знаем телеведущую СТБ Надежду Матвееву, которая спешит заверить с экрана, что "Все буде добре".
С ироничной улыбкой, заливистым смехом или грустными нотками в голосе Надежда Матвеева рассказала о разводе, отношениях с бывшими супругами и сыном, деньгах и успехе в интервью Viva! Родители почти никогда не наказывали маленькую Надю. Девочке только раз крепко влетело, когда она, не предупредив маму, отправилась со старшей подругой записываться в библиотеку. Любознательность – врожденная черта телеведущей "Все буде добре" и соведущей утреннего радио-шоу Надежды Матвеевой. В своей работе она ценит возможность удовлетворить любопытство и жажду общения с интересными людьми. За плечами у Надежды два образования, в паспорте – две отметки о замужестве. О том, как пережить развод, своем семейном опыте, заплатках на сердце и умении верить в себя рассказала телеведущая проекта "Все буде добре" Надежда Матвеева.
- Надя, не мы первые отметили, как искренне ты удивляешься и задорно смеешься каждому маленькому открытию, каждой шутке в программе "Все буде добре".
- Именно работая над программой, я с радостью обнаружила, что с приобретением жизненного опыта мое любопытство не угасает, и я не устаю радоваться встречам с новыми интересными людьми. А ведь говорят, что с возрастом круг общения человека сужается. И потом, буквально в каждом выпуске тележурнала случаются забавные истории. Недавно мы с Эктором Хименес-Браво готовили для кулинарной рубрики антипохмельный суп. И пытались общаться без переводчика. "По легенде" переводчик Эктора Алексей бурно отпраздновал Новый год и не пришел на работу, поэтому нам пришлось воспользоваться русско-испанским словарем и экторовскими знаниями русского языка. Было очень весело, потому что Эктор довольно неплохо говорил по-русски, а я совсем не понимала испанского. Конечно, мы шутили в кадре, говорили, что в переводчике Эктор теперь не нуждается. Сразу после этого сюжета мама Алексея, который, к слову сказать, великолепно владеет синхронным переводом, позвонила сыну и встревоженно выясняла, чем он занимался в новогоднюю ночь, как он мог оставить Эктора без помощи и что теперь будет с его работой. Сила телевидения! (Смеется)
- У тебя всегда хорошее настроение! Но у тебя ведь очень плотный рабочий график, и потом – совсем недавно ты пережила развод.
- Действительно, порой пара часов сна – предел моих мечтаний. Что касается личной жизни... Это был мой второй брак, но он закончился расставанием.
- Ты так спокойно об этом говоришь. Тебе удалось остаться друзьями и с первым супругом, и со вторым?
- Знаешь, моя подруга-психолог говорит по этому поводу: "Ты не хочешь быть моей собакой? Давай, ты будешь моей кошкой?" (Смеется) По ее убеждению, изначально люди встретились для определенных ролей в жизни друг друга – мужа и жены, любовников, а с друзьями совершенно другая история. С первым мужем мы остались родителями сына, со вторым – у нас был план расстаться друзьями… Сегодня мы общаемся, но дружбой я бы это не стала называть.
- Тебе легко дались решения о разводе?
- Когда-то подруга сказала: "Если что-то не ладится в семейной жизни, надо разводиться – и точка!" Я недоумевала: как же так, мы ведь женились, чтобы жизнь прожить вместе? Я видела развод моих родителей, но связывала это исключительно с пьянством отца, насилием в семье. Поэтому долго думала: если в семье нет настолько серьезных проблем, совместная жизнь может продолжаться. В итоге, моя подруга до сих пор живет с мужем, который ее не устраивал, а я уже рассталась с двумя супругами…
Мне кажется, проблемы между людьми возникают от осознания собственной неполноты. Мы пытаемся найти в другом человеке что-то, чем могли бы залатать пробелы в себе, а это не срабатывает, ведь все изначально у нас есть. Мне нравится высказывание: "Главное, к чему мы должны стремиться – найти себя, узнать себя и полюбить себя". И я сейчас на этапе "полюбить себя", а остальное, думаю, приложится. Вот и в своих мужьях я искала то, чего мне недоставало на тот конкретный момент – умения твердо стоять на земле, а не держаться за воздух.
Наши отношения с Валерой, моим вторым мужем, поначалу были наполнены нежностью и романтикой. Он дарил мне песни и стихи. Мы вместе работали на радио, у нас была традиция – я уходила на утренний эфир в шесть, а без пяти семь звонила и будила его. В одной из его песен появились слова: "…разбуди меня за пять до семи, протяни свой голос издалека, ничего я не смогу изменить, если ты не захочешь летать…" Мне кажется, людям, у которых есть такая красота в отношениях, не стоит цепляться за последние надежды, когда становится понятно – отношения зашли в тупик. Не стоит мучить друг друга. Надо уметь отпускать.
- Что тебя привлекло в этих мужчинах, они обладают похожими чертами?
- Во многом они не похожи. Первый – надежный, спокойный, уравновешенный. Я думала, что за ним буду как за каменной стеной, то есть в прямом смысле "за мужем". У меня была полная уверенность, что этот человек своей "приземленностью", умением решать проблемы подарит мне чувство защищенности. Второй, напротив – человек творчества и настоящий интеллектуал. У меня был прикол, когда я училась в институте, девчонки всегда говорили: "Конечно, Надя, тебе легко с мужчинами! Тебе главное, чтобы был умный, а нам только этого недостаточно". Когда я встретила Валеру, подумала: "Так это же тот самый умник, о котором я мечтала! Мои девичьи грезы воплотились в нем".
- С первым супругом ты познакомилась в институте, а со вторым?
- Это был служебный роман. Мы познакомились на радио, куда меня отправил первый супруг. Изначально это было просто профессиональное увлечение друг другом.
- То есть когда у вас завязались отношения с Валерием, ты еще не была в разводе?
- Я жила в семье с определенными проблемами, но о разводе еще не задумывалась. Со стороны, вероятно, этот брак уже не выглядел идеальным. Наши общие друзья пытались меня о чем-то предупредить, говорили: "Надя, ты что, ничего не замечаешь?" А я ничего не замечала, я уже была увлечена другим человеком. Позже выяснилось, что в то время когда я размышляла, что делать мне, моего мужа занимала аналогичная проблема. Никто не остался обиженным.
- У него появилась другая женщина?
- Мы об этом не разговаривали. Я не стремилась это выяснить у наших общих друзей. Я чувствовала себя виноватой.
- От первого брака у тебя есть сын, у него не было претензий к маме, к отцу?
- Естественно, он по-своему переживал наш развод. С первым мужем я прожила 7 лет, со вторым – двенадцать. Когда мы расстались, сын как раз пошел в школу. И я, и его папа старались донести мысль – ничего не изменилось, мы любим его, как и прежде. Понятно, для ребенка эта мысль эфемерна, ему хочется, чтобы папа и мама были вместе. Но мне повезло – сын и мой второй супруг стали друзьями.
- Насколько ты близка с сыном? Он делится с тобой подробностями личной жизни?
- Мы ежедневно созваниваемся. Конечно, мне хотелось бы, чтобы он, как и я своей мамочке, рассказывал все-все и сразу. Но он мужчина, а у них так не заведено. Со временем я поняла: надо подождать, он придет и сам все расскажет. Доверие между нами есть. Я хочу, чтобы он знал: я тот человек, который поддержит его в любой ситуации. Влад уже вполне самостоятельный человек, и его вкусы могут не совпадать с моими. Я всей душой хочу, чтобы сын был счастлив, и поэтому готова принять его выбор, даже если мне это будет даваться с трудом. Как-то сын сказал: "Мама, я общаюсь с тобой, и мне тяжело найти девочку, с которой мне было бы так же интересно разговаривать". С одной стороны, мне приятно это слышать, с другой – я понимаю, что это действительно определенная сложность, и с третьей – я спокойна: в выборе девушек он руководствуется не чисто внешними критериями. Даже удивляюсь, когда и кто успел это все вложить ему в голову? Но он с детства был очень самостоятельным. Даже в вопросах одежды, например, у него раньше, чем у меня, появились любимые бренды.
- Ты, наверное, просто равнодушна к брендам.
- Я покупаю одежду по мере необходимости. И это касается практически всего.
- На что тебе не жалко тратить деньги?
- Я очень взвешенно подхожу к покупкам. Возможно, потому что понимаю: деньги не упали с неба, их приходится зарабатывать. Я никогда не трачусь на "пылесборники". Считаю, что инвестиции в себя – наименьший риск оказаться банкротом.
- В студенчестве ты на что-нибудь откладывала деньги?
- Я была из тех счастливых девочек, которым не пришлось во время учебы подрабатывать. Я получала стипендию отличницы – 60 рублей, и мама каждый месяц мне высылала по 60 рублей из денег, которые бабушка специально оставила на мое обучение. Как сыр в масле я, конечно, не каталась, но деньги у меня водились всегда. По сей день я считаю, что финансы не терпят легкомысленного отношения и нуждаются в планировании и правильном распределении. Возможно, потому что у нас в семье никогда особо не шиковали – папа выпивал, и маме порой приходилось отбиваться от его назойливых собутыльников, которым вечно не хватало десятки, чтобы выпить.
- Кстати, у тебя ведь два образования, которые никакого отношения не имеют ни к журналистике, ни к дикторскому искусству, – техническое и экономическое.
- (Улыбается) В Московский энергетический институт я поступила потому, что у меня все хорошо с устным счетом (в магазине никому еще не удалось обсчитать меня), и учительница по математике была моим кумиром – в меру строгой и требовательной, ей удалось передать свой азарт нам, ученикам. На моей выпускной ленте она написала: "Хочу, чтобы ты стала математиком!" Вот почему мне было важно, чтобы потом она узнала, что я в Москве сдала вступительный экзамен по математике на отлично! Так оно и произошло.
В любой профессии наступает момент, когда ты задумываешься: куда дальше расти? Мне казалось, если я займусь коммерцией, смогу заработать больше денег. На тот момент я уже успела поработать журналистом. Компания оплатила мое экономическое обучение. Я работала на радио и получила второе высшее. И если первым образованием я фактически не успела воспользоваться – студенткой вышла замуж, ушла в декрет, занималась воспитанием ребенка, то по второй специальности даже поработала в рекламно-информационном журнале, где руководила отделом продаж. Но продажи – не совсем мое. (Улыбается)
- Какая из твоих профессий принесла тебе первые деньги?
- Работа на радиостанции в Кременчуге. Мы с первым мужем застали время, когда студентов по окончании вуза распределяли на работу по месту жительства. Его родители жили в Комсомольске, что под Кременчугом. Муж работал по специальности, а я сидела дома с ребенком. У меня был красный диплом, но не было опыта работы – с таким "диагнозом" сложно устроиться сейчас, и раньше было непросто. Тем более что мой декретный отпуск совпал с тяжелыми 90-ми, когда все развалилось на глазах. Однажды мой супруг услышал объявление о конкурсе на место ведущего на местную радиостанцию и сказал: "Надя, иди, у тебя получится!" И я рискнула в числе еще двадцати соискательниц. Надо было рассказать о себе, объяснить, почему ты претендуешь на эту должность и чего от нее ожидаешь, и рассказать анекдот. Накануне я услышала потрясающий анекдот о бухгалтере.
- Расскажи.
- Молодой бухгалтер приходит устраиваться на завод имени Клары Цеткин. В отделе кадров его спрашивают: "Что вы умеете делать? Счета сводить умеете?" – он: "Ничего не умею. Только деньги считать умею". Ему отказывают. Через год в Америке в ювелирный магазин заходит респектабельный мужчина, интересуется ценой самого дорогого колье, потом открывает чемоданчик, и оттуда вываливается куча денег. Продавец недоумевает: "Зачем столько наличных? Гораздо проще выписать счет"! – "Если бы я умел писать, то работал бы сейчас бухгалтером на фабрике Клары Цеткин". (Смеется) Я прошла конкурс!
- В Кременчуг, где ты работала на радио, ты переехала из Москвы. Не смутила смена: из мегаполиса – да в провинцию?
- У меня был страх остаться в маленьком городке, но я не страдала от того, что Кременчуг, куда мы переехали из Комсомольска, не мегаполис. Ну, а в чем, собственно, разница? Меньше машин? (Смеется) История повторяется с моим сыном. Он самостоятельный молодой человек, учится на автомобильном факультете Политехнического университета в Кременчуге и не рвется в Киев.
- Как в твоей истории появился Киев?
- Однажды мне позвонила подруга, когда-то она тоже работала на радио в Кременчуге, а потом вышла замуж за столичного диджея и переехала в Киев. Она сказала, что на одной из столичных радиостанций не могут найти соведущую для утреннего шоу. Я подумала: разве такое бывает с каждым? Что это за человек, который не примет такое предложение? И я поехала на кастинг, и успешно его прошла. Похожая история у меня была с кастингом на телевидении. Я услышала о новом проекте на СТБ, пришла на конкурс, и вот уже почти год веду тележурнал "Все буде добре", поэтому Киев сегодня для меня как родной.
- Тебе легко было оставить сына и мужа в Кременчуге?
- Не с легким сердцем я уезжала в Киев, но вдохновленная тем, что у меня появилась новая работа. Муж согласился, чтобы я приняла участие в кастинге. Думаю, в глубине души он надеялся, что я не поеду. Но мы договаривались: я начинаю работать, осваиваюсь, и потом приедет он. Сын на тот момент уже учился в институте. Он сказал: "Мама, отказываться нельзя, езжай!"
- Он следит за твоими успехами?
- Это не совсем его формат. Бывает, рассказываю ему шутку из эфира, он комментирует: "Мама, ты Петросян!" (Смеется) Но, с другой стороны, было бы странно, если бы молодой двадцатилетний человек, увлекающийся боксом и автомобилями, параллельно интересовался женским тележурналом… Разные "весовые категории". Он еще в детстве в ответ на мое предложение попробовать себя на радио пожимал плечами: "Это я-то буду сидеть и трындеть в микрофон?" Он не считает, что это работа для мужчины. Но когда его знакомые говорят, что видели меня по телевизору, я замечаю – его распирает от гордости.
- Следишь за программами-конкурентами?
- Сейчас не хватает времени. Новичку же это просто необходимо делать. Хорошо, что идеи и силы на их воплощение идут изнутри, но помимо этого важно впитывать чужой положительный опыт извне. Лично меня вдохновляет работа лучших ведущих. Из коллег – Дима Танкович, Оксана Марченко, Лиля Ребрик, Ольга Фреймут. Вдохновение я ищу не только в людях, но и в книгах, кино. Я всегда стремлюсь, как бы поздно ни вернулась со съемок, уделить немного времени себе. Мне крайне важно чувствовать себя независимым человеком, в том числе и от работы, пусть и горячо любимой.
- Сегодня ты цитировала красивые строки о том, как важно человеку стремиться летать. Что сегодня тебе дарит ощущение полета?
- В моей жизни всегда присутствовал вопрос пользы. Раньше часто задавалась вопросом: я работаю на радио, разве я приношу пользу? То ли дело профессии – доктор, учитель, пекарь. На что мой мудрый супруг отвечал: "Польза может быть разного уровня и в разных сферах". Стремление быть полезной двигало мною всю жизнь. Теперь я уверена, что занимаюсь полезным делом – дарю людям хорошее настроение и вдохновляю их на хорошие дела. И получаю удовольствие, это и дарит мне ощущение полета!