В системе музыкального образования США шоу-бизнес является точной наукой. Об этом во время онлайн-чата в информационном агентстве ГолосUA заявил саундпродюсер Евгений Ступка. По словам Е.Ступки, если сравнить систему образования в учебных заведениях имени Глиера и в Беркли, то первое, к сожалению, «проигрывает все очки сразу». «Я говорю только о джазе и шоу-бизнесе. Для этого есть много причин. Знаете, у нас практически любой гуманитарный ВУЗ - это такая расплывчатая полукулуарная история, а в Америке шоу-бизнес - это точная наука. И будь ты артист, вокалист, гитарист, звукоинженер или продюсер, у тебе есть четкие нормативы и ты их должен сдавать. У нас такого нет и близко! У меня в Глиера был предмет «специальность», думаю там до сих пор такой подход: если ты играешь хорошо, то ты учишься, если плохо –; нет. И какая разница в этом случае, какая у тебя оценка по украинской литературе», - подчеркнул Е.Ступка. При этом он добавил, что «с позиции юношеского максимализма поход на вокальные шоу - ошибка, потому что у настоящего артиста должен быть свой путь и он не должен зависеть от внешних факторов». «Такое шоу, как «Голос страны» - это очень сильный внешний фактор. Попадая туда, человек окунается в среду, когда ему надо все время кому-то нравиться, иначе за него голосовать не будут. Артист не может всем нравиться или специально это делать. Настоящему артисту там очень сложно прорезаться, но есть те, кто на очень ранней стадии существования еще не осознает, о чем я сейчас говорю. Когда у человека есть своя музыка, он должен это осознать и происходит момент, когда его жизнь и его музыка уже неразрывны. Он уже не может идти на кавер-шоу и петь там кавера, или в кавер-группу. Но если человек, который не определился со своей идеей, идет на шоу и попадает в настоящую среду шоу-бизнеса, там где есть огни рампы, публика, голосование, жесткий график, задачи, это либо ломает его, либо закаляет. Теоретически возможны артисты, которые прошли через такое шоу и получили там ядро своей аудитории», - сказал саундпродюсер.